Задумывались ли вы над тем, что у классической и электронной
музыки много общего? Ведь именно классическую музыку считают наиболее
удобным для переработки материалом многие, признанные во всем мире,
продюсеры, а многие музыканты перешли к электронному саунду, получив
перед этим консерваторское или джазовое образование. Все дело в
основных канонах создания произведений, которые, у классической и
электронной музыки, во многом схожи. Своими взглядами на рождение
электронных произведений с нами поделился DJ Anton Aprelin, обладатель
классического музыкального образования и опыта написания собственной
оркестровки, многочисленных песен и аранжировок, а также треков в стиле
progressive house.
Вертикаль трека в электронной музыке очень похожа на вертикаль
оркестровки, здесь обязательно присутствуют 6 функций, характерных для
классики: мелодия, контрапункт, гармония, фигурация, бас и ударные,
проявляющиеся все вместе только в ключевых моментах произведения.
Отличие только в количестве возможных тембральных окрасок– компьютерная
музыка даёт гораздо больше возможностей автору - управляя ручками
синтезатора, можно получить бесконечное количество новых тембров.
Подготовка
Итак, электронной музыке свойственна так называемая «квадратичная
структура» (причём, не только ей, просто здесь она проявляется наиболее
ярко) - все элементы должны быть кратны 4 или хотя бы использоваться
чётное количество раз, а ключевые моменты должны приходиться на каждый
четвёртый такт или фразу. Квадратичная структура особенно чётко
прослеживается во вступлении, когда, чтобы сделать сведение удобным,
обычно идет только ритм, к которому постепенно добавляются новые и
новые ударные через каждые четыре или восемь тактов, однако она должна
сохраняться на протяжении всего трека. Данное явление как-то связанно с
внутренними ритмами человека, ведь не случайно именно 4/4 – самый
распространённый размер в музыке в целом.
Что касается выбора программы, в которой пишется музыка, то от неё
не так уж и много зависит, как и от выбора микрофона для записи вокала.
Гораздо важнее профессионализм продюсера и вокалиста, равно как и их
привычки. Антон, например, выбирает Logic и микрофоны Neumann, а иногда
и более простые 58th SHURE. Использование живых инструментов в треке,
по мнению многих профессионалов, в наше время стало не обязательным
благодаря высочайшему качеству виртуальных аналогов.
Построение:
Как правило, трек рождается по следующей схеме: мелодия – гармония –
ритм - бас. Что интересно, процессы создания музыки в разных стилях
зачастую похожи: те же наброски, «эскизы» главных тем в голове, либо
возникающие под пальцами во время перебирания струн на гитаре или
клавиш «фортепианной» миди-клавиатуры. Мелодия постепенно
обрабатывается, обретает более стройный вид, становится более
гармоничной на слух, и однажды вдруг приходит понимание, что из этого
что-то получится. А потом следует более кропотливая работа –
аранжировка, выбор звуков, инструментов - каждый барабан отдельно,
«щёточки», Noise эффекты, контрапункты, арпеджированные фигурации, и
прочее, прочее. Вдохновение может прийти в любой момент, в самой разной
обстановке. Кстати, контрапункт – термин, возможно не знакомый людям
без музыкального образования, это как бы вторая мелодия, не похожая по
характеру на основную тему и гармонично её дополняющая.
Классическая схема построения инструментального трека:
Ритм. Голый квадратичный ритм в начале трека должен идти
около минуты. Не меньше – чтобы сведение не было проблематичным, и не
больше, чтобы не затянуть ожидание у публики. В хаусовых треках на
протяжении всего произведения традиционно поддерживается один и тот же
ритм, меняться могут лишь ударные (бочка, снейр, перкуссия, шейкеры).
Вступление. Участок с упрощённым звучанием. Отсутствие шумовых атмосферных эффектов, срез низких частот.
Основная тема. Может повторяться чётное количество раз по указанной нами выше причине – закону квадратичности.
Затишье. Отсутствие ударных, возможно с приглушенной основной темой.
Развитие. С нарастающей громкостью и шумами.
Основная партия. См выше.
Финальная бочка. Порядка минуты простого ритма, для лёгкости сведения следующего трека, со снижением количества ударных.
Стоит отметить, что данное построение не является единственно
возможным и может сильно варьироваться. У вокальных композиций схема
немного иная из-за структуры куплет-припев. И не стоит сильно
затягивать вступление, иначе основная тема трека вступит слишком поздно
и, соответственно, закончится раньше, чем публика успевает её
хорошенько распробовать.
Тембр и эффекты:
После выбора инструмента немалое количество времени занимает поиск
его тембра. При этом на протяжении композиции окраска звука может
меняться (обработка различными эффектами, подмешивание дублирующего,
т.е. играющего в унисон или в октаву инструмента). Когда выбран,
например, тембр баса, его звучание тщательно обрабатывается
эквалайзером (обработка, делающая тембр звонче, глуше, либо по-другому
частотно изменяющая звук), выравнивается громкость, может
использоваться фильтрование (срезаются высокие или низкие частоты).
Можно «создать волну», волнообразно перемещая фильтр по частотам. Этот
приём любим как продюсерами, так и ди-джеями и используется, как
правило, за 2-3 секунды до «ключевого момента», чтобы подготовить
публику к эмоциональному взрыву. Chorus – эффект, добавляющий объём
звучания самым различным инструментам, Reverse – создаёт эффект
растекания звука по залу, им обрабатывают солирующие и другие
инструменты. Один из любимых эффектов Апрелина – delay, идущий в правом
канале восьмыми триолями, а в левом – просто восьмыми, создавая
интересный эффект «биения», когда повторы причудливым образом
разлетаются по панораме. Также можно увеличить параметр «feedback» в
настройках delay’я более чем до 50 %, когда затухающий повторяющийся
элемент вдруг начинает возвращаться к жизни, немного видоизменяясь.
Стоит упомянуть и эффект Compressor Side Chain, когда в момент удара
бочки приглушаются все остальные инструменты. Самый яркий пример
использования этого эффекта – творчество Benny Benassy.
Когда партии ударных и баса готовы, самое время добавить атмосферных
шумовых эффектов (noise FX). Как правило, они добавляются в ключевых
местах, между музыкальными фразами. На подбор эффектов уходит немало
времени, ведь найти правильный вариант можно лишь методом проб и
ошибок. Иногда стоит дать публике передохнуть и набраться сил перед
кульминационным моментом. Это достигается при помощи «затишья»,
используемого практически во всех треках хауса и транса, когда на время
смолкают ударные. Частотная обработка (эквализация) дорожек со срезом
низких частот также даст публике передышку и раскрасит трек.
Нюансы продакшена
Работа над треком занимает около 2-3 недель, если ежедневно
посвящать его созданию по несколько часов. А вот творить сутки напролёт
не стоит по двум причинам: Во-первых, при работе над аранжировкой
возникает так называемое «привыкание к звучанию» - иногда часами
прослушивать 2 такта, подбирая эффекты либо тембр инструмента. За это
время можно потерять способность объективно оценивать звучание. Это
станет понятно, когда услышишь тот же отрывок на свежую голову.
Правильнее всего - сделать паузу и вернуться к аранжировке на следующий
день. Это же правило касается сведения и мастеринга миксов. Во-вторых,
не забывайте, что главный инструмент музыканта – это его слух, который
очень важно беречь. Слух очень сильно садится от работы в наушниках,
ведь своё творение приходится прослушивать на довольно большой
громкости и весьма долго. Если есть возможность не работать в
наушниках, лучше ей воспользоваться и включать внешние мониторы. Однако
наушники порой просто необходимы при определении панорамы композиции и
совершенствовании инструментального баланса.
В работе над созданием собственной музыки очень помогают два
документа: «история создания трека» - тайминг, по которому можно
определить, сколько времени заняла обработка каждого элемента, а также
перечень использованных компонентов - синтов, пэтчей, звуков,
призванный помочь ускорить работу над следующими треками.
Источник: http://www.dj.ru/djlab/lab_studio/document264402.phtml |